Материалы для журналистов

В этом разделе размещаются материалы для журналистов: рецензии, пресс-релизы, изображения картин в высоком разрешении. 

При использовании материалов обязательно указывать имя художника и ссылку на его сайт!

Картины для публикации (154 Мб)

Книга «И с ним говорила морская волна» Людмилы Малюковой о жизни и творчестве Алексея Адамова (.doc, 133 Кб)


Рецензия искусствоведа ЦДХ, Маркеевой М.Ф.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев

Замечательные слова великого русского поэта, содержат в себе глубокое понимание духовной сущности природы, постигнуть которую и воплотить в своих произведениях, — большая задача и счастье каждого художника–пейзажиста.

Алексей Адамов, все творчество которого посвящено пейзажу, умеет видеть красоту повсюду, в самых казалось-бы привычных и непритязательных мотивах, будь то деревенский дворик или тропинка в лесу. Лирическому складу его дарования присуща особенная трепетность и нежность в изображении природы.

На фоне разнообразных течений в современной живописи, часто несущих в себе хаос и разрушение, явление художника, твердо следующего русской реалистической традиции, само по себе отрадно и значимо, тем более, если творчество его отмечено печатью таланта, искренне, затрагивает самые сокровенные струны человеческой души.

Алексей Адамов представляет собой художника-пейзажиста в привычном понимании этого слова, так и мариниста. Эти две основные составляющие его творчества существуют и развиваются параллельно и, трудно сказать, в какой из них он достиг большего успеха.

Алексей Адамов родился и вырос в Таганроге, на берегу Азовского моря. Морская стихия, во всех ее проявлениях, вошла в его жизнь с самого раннего детства и прочувствованна художником глубоко и тонко.

Волнения и штиль, приливы и отливы, тихие лунные ночи, солнечные и пасмурные дни — все запечатлелось в полотнах художника и прошло эволюцию от романтической восторженности до серьезного реалистического осмысления образа. Если в ранних работах, выполненных гладко, почти незаметным мазком, с тончайшими переходами тона и лессировками, наблюдается стремление передать световые эффекты — сияние луны в темном небе и завораживающие лунные дорожки на гладком зеркале воды с таинственно маячащим вдали одиноким парусником, горячие закаты солнца, заливающим своим светом все пространство, ослепительные штили или мягкие туманные дымки предрассветного утра, то позднее морской пейзаж постепенно приобретает все более эпический размах. Художник набирает силу, как бы раскрепощаясь, движения его кисти обретают свободу, мазок становится решительным и точным, а работы приобретают острое ощущение реальности, придающей образу все большую полноту и конкретность. Конечно, элементы романтизма остались, так как он свойствен душе художника и порожден самой природой морской стихии, всегда поражающей воображение человека, поднимающей в душе его чувства, где восторг и упоение красотой сочетаются со страхом и трепетом перед ее мощью, но теперь они проявляются не во внешних эффектах, а в общей приподнятости эмоционального строя картины, в том вдохновенном и любовном разговоре, что ведет автор со зрителем, вызывая в них ответные чувства, и, потому, эти картины никого не оставляют равнодушным.

Алексея Адамова можно по праву назвать певцом Азовского моря. В отличии от Черного, Азовское море не имеет такой ослепительной синевы и яркости, оно более мелкое, в нем преобладают мягкие жемчужно-охристые тона. Сама природа оказывается более приближена к внутреннему миру человека, настраивает на созерцательность и раздумье, и, тогда картины превращаются в чудесные поэтические новеллы о море и человеке. Таковы «Старик и море», 2004 г. и картина, изображающая двух мальчиков на каменистом берегу ранним утром, следящих за полетом чайки над спокойным, мерно катящим свои волны морем, окутанным легким туманом. Картине сопутствуют стихи Н. П. Огарева:

«И день придет; морские волны
Опять привет заплещут нам,
И мы умчимся волей полны,
Туда — к свободным берегам.»

Вероятно, такие чувства испытывают дети; один из мальчиков, вытянув руку, показывает куда-то далеко в сторону противоположного берега.

Вообще, все творчество А. Адамова поэтично и, потому, многие его работы сопровождаются стихами.

В пейзажах южной и среднерусской полосы можно отметить нечто общее, что проходит лейтмотивом почти через все творчество Адамова, — это удивительная тишина, гармония и покой. Практически, в пейзажах А. Адамова нет драматизма, коллизий, столкновений — лишь умиротворенность, порой тихая грусть. Поддавшись такому настроению, с ним трудно расстаться, картины зовут к себе, их хочется смотреть и смотреть. Сюжеты взяты с натуры и тщательно проработаны, тональная выверенность безупречна, благодаря чему пространство углубляется, наполняется воздухом. Живопись легкая, порой прозрачная, в ней всегда находится место небу, даже если это изображаются лес, оттого она наполнена светом. Получается поразительный эффект — ощущение от живописи почти тоже, что ощущение от созерцания живой природы. Вероятно, именно в этом притягательная сила пейзажей Алексея Адамова, они не только вызывают эстетические переживания, но пробуждают в человеке добрые чувства, навевают воспоминания, напоминают о вечном. Художник изображает то, что каждому человеку знакомо, близко и дорого, что связано с понятием Родины: «Излучина реки», «Деревенька», «Осенний лес», «Рыбачек», «Утро туманное», «В лес по грибы» и многое, многое другое, составляющее живописный портрет родной природы — мягкий, задумчивый, привольный.

А. Адамов — художник, тонко чувствующий природу, переменчивость и многообразие ее состояний и умеет это передать на холсте: ясность летнего дня и предгрозовое сумеречное затишье, свежесть после дождя и тепло заходящего солнца, прозрачность осеннего леса и белесые утренние туманы.

Иногда глубокий лиризм включает в себя и некоторые ностальгические нотки, что еще более усиливает эмоциональное воздействие пейзажа на человека.

...Раннее летнее утро на берегу реки. Здесь царствует вечность, тишина и покой, ни один лист не шелохнется. Противоположный берег, поросший лесом, утонул в тумане. Туман разлит повсюду, смягчает очертания берега и вьющейся вдоль его тропинки, земля и небо сливаются на горизонте, а в просвете между ближайшими деревьями, на лугу, крестьянка, встав на колени, доит корову, обернувшую к ней свою голову с белой звездочкой на лбу. Они слились в одну группу — человек и животное — в полной гармонии между собой и окружающим их миром. И снова звучат стихи:

«Уснул — и вижу я долины
В наряде праздничном весны
И деревенские картины
Заветной русской стороны.
Ф. Н. Глинка.

Задушевность, неторопливая повествовательность, лиризм, глубоко личностное переживание природы — характерные черты пейзажей А. Адамова, и, как свойства понятные и близкие душе русского человека, находят в ней благодарный отклик.

А. Адамов еще достаточно молодой художник, он родился в 1971 г. Наблюдая его творчество в течение ряда лет, ясно видишь, как стремительно он развивается, как растет его мастерство живописца, как все более глубоким и содержательным становится его искусство. Намечается тяготение к более монументальным формам, сложным композиционным решениям, большим размерам холста.

Одна из работ последних лет — «Священный сердцу кров». Это уже пейзаж — панорама, пейзаж — размышление о судьбе России, где прошлое, являя себя в настоящем, заставляет задуматься о будущем, возвращает к истокам.

...С высоты крутого холма смотрит монах на расстилающийся перед ним, такой знакомый, среднерусский пейзаж, что вспоминаются строки С. Есенина: «...Не видать конца и края, только синь сосет глаза». Тишина, желтеющая листва деревьев и пасмурность неба напоминают, что осень пришла, пустынно кругом, только видны крыши монастырских построек у подножия холма, да высоко возносит свой купол, увенчанный крестом, храм. Храм помещен в самый центр картины и является ее доминантой, а купол храма в самом центре неба. Символика обозначена четко, она же определяет и ход размышления зрителя.

Искусство Алексея обращено к человеку. Оно подтверждает библейскую истину, что сделал Бог — хорошо. Только оберегая этот мир, живя в гармонии с ним, человек может остаться человеком, иначе он становится варваром и даже хуже того.

Реалистическое искусство способно вызвать высокие и благородные чувства, созидающие душу человека, а художественный метод и способ выражения, которым пользуется художник, определяется индивидуальными особенностями его личности. А. Адамов — современный мастер, он идет своим путем, опираясь на опыт и традиции русской реалистической школы, вырабатывает свой стиль, соответствующий именно его личности, его видению мира. Главное, что определяет его работы и делает их узнаваемыми, — это особенная тонкость чувств и поэтичность и, соответствующая им, ясная чистота живописи.

Алексей Адамов поистине труженик в искусстве. Им написаны сотни работ, в его биографии более десятка только персональных выставок, его творчество востребовано и неизменно привлекает как поклонников, так и покупателей. Учитывая молодость автора и неиссякаемую творческую активность, можно сказать, что главные его достижения еще впереди!

Маркеева М. Ф., искусствовед ЦДХ
Москва, 2006 г.